Разнообразие игр и игрушек .
Сообщений 1 страница 23 из 23
Поделиться22016-11-01 08:51:35
Манкала: игра, которая покорила мир
Все логические игры так или иначе связаны с арифметикой. Карточная распасовка, темпы в шашках, вилки в рэндзю, территория в го — всё требует постоянного подсчета. Но есть игра, где счет не тактика и не часть стратегии — она вся, от начала до конца, является прикладной математикой.
Имя ей — манкала.
Манкáла (искаженное суахили арабское naqala — «перемещение») — не игра, а целое семейство игр, в которых камешки раскладывают по лункам. Она появилась около 5000 лет назад, скорее всего, на востоке Африки — выбитые в камнях лунки найдены в Сирии, Египте, Судане, вдоль караванных путей. Ее любят кочевники — тут не нужны доска и фишки, достаточно выкопать в земле ямки, а для игры годятся любые мелкие вещи: камни, семена, ракушки. Игры такого типа распространены неоднородно, они почти неизвестны в Европе и Америке, очень популярны на Востоке, но основной их вотчиной был и остается Черный континент.
Итак, манкала. Вместо клеток на доске — ряды лунок с камешками. Каждый ход называется «посевом»: за один посев игрок не двигает фишки, как в привычных играх, а берет из одной лунки сразу все камни и по одному раскладывает их по другим — в определенном порядке, который зависит от правил конкретной игры. Со стороны посев кажется шаманством: матерые игроки раскидывают камни в таком пулеметном темпе, что несведущий наблюдатель едва способен отследить, где заканчивается один ход и начинается другой. Однако манкала — игра с полной информацией, случайностей в ней нет. Ее можно просчитать, и потому игроки в манкалу — отличные математики. Даже если сидят в набедренных повязках в бедном районе какой-нибудь Нджамены.
Поскольку камни одинаковы, они здесь не фишки, но маркеры. От их количества в лунке зависит, можно ли сделать оттуда ход, произвести взятие или иные действия. Условия выигрыша бывают разные: собрать больше камней, лишить противника хода, добиться нужной позиции… При этом камни можно брать только из определенных, «своих» лунок — то есть игровая доска так или иначе поделена пополам.
Число рядов, лунок и камней могут различаться, способы посева тоже, но цель всегда одна: рассчитать всё так, чтобы последний камень попал в нужную лунку — и в случае успеха «прибрать» ее содержимое. Тот соперник, в чьих лунках не будет хватать камней для следующего хода, проигрывает. Есть даже специальный термин «голод»: это ситуация, когда в лунках одного из игроков камней нет вообще.
В простейшей версии манкалы — скажем, детской айо-айо из Нигерии, в каждой из лунок изначально лежит по четыре камня. Вы берете из любой своей лунки все камни и по одному раскладываете их в последующие лунки, свои и чужие, против часовой стрелки, исключая «амбары», общие для обоих игроков большие лунки, где можно накапливать камни без опасности их потерять. Если последний камень упал в непустую лунку, вы «загребаете» ее содержимое и продолжаете ходить — до тех пор, пока последний камень очередного посева не упадет в пустую лунку, дальше — переход хода. Как только в любой лунке после вашего «вброса» оказывается четыре камня, вы забираете их себе. Проигрывает тот, кому нечем ходить — то есть ни в одной из лунок на его половине не остается камней. Проще не бывает. А вот сложнее — пожалуйста.
Самая большая по размерам (хотя и не самая сложная) манкала — мефува, игра племени шона из Зимбабве. Четырехрядная доска с 21 лункой в ряду может достигать нескольких метров в длину; чтобы сделать ход, игроки вынуждены перемещаться вдоль нее на корточках. А самой маленькой считается игра берберов из Марокко под названием «урар к’кюз имруйен» (на берберском — «игра с четырьмя лунками»). На каждой стороне доски в ней всего две лунки. И это единственная известная манкала, где камни захватывают только на своей стороне доски.
Манкалы бывают разными: упомянутая айо-айо из Нигерии, абаво из Ганы, эфиопская аньиволи, индийская палланкужи, вьетнамская о-ан-кван и т. д. Правда, несмотря на огромное разнообразие имен, большинство местных, порой весьма витиеватых названий манкалы переводятся на русский как «игра», «доска», «камешки» или «лунки» (иногда — в различных сочетаниях).Один из самых распространенных типов доски для манкалы — два ряда по шесть лунок в каждом, на такой доске можно играть в несколько десятков разных игр.
Зачастую в одном племени существуют две разновидности игры: в одну играют мужчины, в другую — женщины и дети. Переход с детской версии на взрослую служит инициацией: взрослая игра сложнее, требует смекалки, точного расчета и не прощает ошибок. При этом, помимо математической, манкала несет в себе историческую символику. Например, детские манкалы наследуют правила из процесса собирательства, которое с давних пор было женским и детским занятием.
А, скажем, африканское племя ануак именует лунки на доске «домами», а камни — «игрушечными детьми». Каждый посев отображает визит в соседнюю деревню, в результате которого количество «детей» в каждом «доме» увеличивается. По достижении определенного количества все они уходят в «общинный дом». Если же игрок застал необходимое количество «детей» в последнем «доме» посева, он сразу «уводит» их с собой.
В разных странах мира манкала входит в систему традиционных или религиозных обрядов и правил. Например, в Сулавеси (Индонезия) разрешено играть в манкалу только в период траура после смерти любимого человека, в любое другое время на игру наложено табу. А в Брунее манкала считается придворной игрой: в нее принято играть во дворце султана в ночь перед важными церемониями.
В Африке манкала — важная часть культуры. В Уганде омвесо — королевская церемония, масаи верят, что энкешуи придумал первый человек, в Гане оваре — элемент боевой подготовки, а сомалийцы уверены, что боги создали дерево бондук лишь затем, чтобы оно давало семена для игры в габату. Даже похороны не обходились без манкалы: люди развлекали дух умершего, причем, если в деревне было две доски, выбирали ту, которую покойный недолюбливал, чтобы дух его не скучал, но и не хотел присоединиться к игре. Ночью доски выставляли за порог, чтобы духи тоже могли сыграть. Запрещалось продолжать игру после заката — считалось, если в сумерках за игрой услышишь крик шакала, быть беде: снять проклятие можно, только спустившись к ручью и омыв по очереди каждый камешек, а их около пятидесяти.
Поделиться32016-11-02 08:08:05
Император и Императрица
Куклы для "Хина Мацури"
Япония
Хинамацури, по-русски Праздник девочек или Праздник кукол, один из главных праздников в Японии. Также этот праздник известен под названиями Праздник первого дня змеи и Праздник цветения персика.
В этот день семьи, в которых есть девочки, выставляют на всеобщее обозрение особых кукол, называемых хина нингё, которые устанавливают на похожую на лестницу многоярусную подставку хинакадзари. Хинакадзари обычно имеет три, пять или семь ярусов, покрыта тканью красного цвета и часто украшается лепестками цветов персика; комната, где установлены куклы украшается при помощи шаров из искусственных лепестков вишни и мандаринового дерева. Украшения и необходимые принадлежности для Хинамацури приобретаются на специальных ярмарках Хина-но ити (буквально «кукольный базар»).
Девочки надевают нарядные кимоно с цветочным рисунком, ходят в гости, дарят друг другу подарки, едят различные сладости, пьют сиродзакэ — белое, сладкое, слабоалкогольное сакэ. Во время праздника девочки должны соблюдать правила хорошего тона, таким образом, традиционно, Хинамацури служит целям воспитания девочек и позволяет их родителям продемонстрировать перед гостями, что их дочери хорошо воспитаны и владеют правилами этикета.
Поделиться42016-11-02 13:32:05
Можно было бы поиграть, если бы появились желающие.
Балда — довольно простая и распространённая настольная игра, в которой необходимо составлять слова с помощью букв, расположенных на игровом поле. Играть могут два и более человек.
Как правило, игровое поле представляет из себя таблицу из 25 клеток (5х5), в центральный горизонтальный ряд которого ставится произвольное слово из пяти букв, каждая буква которого находится в отдельной ячейке. Размеры поля, расположение слова, длину слова можно варьировать, однако необходимо, чтобы количество пустых клеток в начале игры было чётным, чтобы у обоих игроков получилось одинаковое количество слов. Для игры на бумаге необходимо начертить на листке в клеточку квадрат (обычно 5х5, но возможно 7х7 и т. д.). Далее один из игроков придумывает слово с количеством букв равным стороне квадрата и вписывает его в середину квадрата.
Во время своего хода игрок должен подставить на игровое поле букву так, чтобы она располагалась в клетке, смежной уже заполненным клеткам по горизонтали или по вертикали. Иными словами, слева, справа, сверху или снизу относительно уже заполненных клеток. (Существует также «королевский» вариант, который предусматривает установку букв по диагонали). После этого необходимо составить слово с использованием установленной буквы. При этом действуют следующие правила:
Слово должно составляться переходом по смежным клеткам, расположенным под прямыми углами относительно друг друга (в «королевском» варианте — в любых смежных направлениях).
Слово должно существовать в словарях.
Слово должно являться нарицательным именем существительным в начальной форме (единственном числе и именительном падеже или множественном числе и именительном падеже в случае слова, не употребляющегося в единственном числе).
В слове должна быть использована поставленная на поле буква. Иногда правила допускают прохождение по одной и той же клетке дважды, то есть, например, из букв К, О, Л можно составить слово «колокол». Например, к слову «балда» первый игрок приписывает букву «к». Получилось слово «лак».
Чем длиннее слово вы придумаете, тем больше очков получаете. Одна буква — одно очко.
Игра заканчивается тогда, когда будут заполнены все клетки.
В каждой клетке по 1 букве, игроки ходят по очереди.
Слова в одной игре повторяться не могут.
По предварительной договорённости, буквы «е» и «ё», а также иногда «и» и «й» считаются за одну и ту же букву.
Запрещается написание слова в случае, если оно уже читается на поле, даже если оно не было составлено ни одним из играющих.
В королевском варианте запрещаются любые самопересечения слова. Можно воспользоваться онлайн помощником Балды
Устный вариант Балды.
Играть могут два или более человек.
Разрешается использовать только нарицательные существительные в единственном числе и именительном падеже. Жаргонные и составные слова запрещены.
На всю игру устанавливается определённая очерёдность ходов и количество штрафных очков, до которых ведётся игра. Начинающий называет любую букву.
Следующий игрок либо делает ход, либо отказывается от хода. Ход заключается в добавлении своей буквы до или после данной ему буквы (буквосочетания), причём нельзя создавать сочетания, не встречающиеся в русском языке, а также сочетания, образующие законченное слово.
Если игрок отказался от хода, а предыдущий игрок не нарушил правил, то отказавшийся игрок получает штрафное очко. Если же после отказа от хода выясняется, что правила были нарушены, то штрафное очко получает нарушитель.
После присуждения штрафного очка игра продолжается с нового слова, следующий по очереди игрок называет первую букву.
Возможные модификации:
Разрешается подставлять очередную букву не только по краям, но и внутрь текущего буквосочетания.
Разрешается переставлять уже названные буквы, то есть использовать анаграммы. В этом варианте сказанные буквы рассматриваются не как фрагмент слова, а как множество.
«Aнтибалда»: тот, кто первым завершает слово, зарабатывает выигрышное очко. В этом варианте игры можно набрать несколько очков, пока не будут исчерпаны возможности продолжения.
Поделиться52016-11-03 23:27:53
Кокэси - японская традиционная расписная кукла
Характерной особенностью кокэси является отсутствие у куклы рук и ног.
Считается, что первые куклы кокэси изготавливались в середине периода Эдо для продажи посетителям лечебных горячих источников.
Форма традиционных кокэси более простая, особенностями являются узкое туловище и круглая головка. У популярной «наруко кокэси» головка может поворачиваться, при этом кукла издаёт звук, напоминающий плач, поэтому такой тип кокэси также называют «плачущей куклой». Традиционные кокэси всегда изображают только девочек. Каждая кукла раскрашивается вручную и на нижней части имеет подпись мастера.
Дизайн авторских кокэси более разнообразен, формы, размеры, пропорции и цвета могут быть практически любыми.
Начиная с 1945 года в Японии производство кокэси стало массовым. В наши дни кокэси является популярной сувенирной продукцией.
По одной из версий именно кокэси стала прототипом русской матрёшки.
Поделиться62016-11-05 19:45:50
Сенет
Сенет, (англ. senet, редк. senat) — древнеегипетская настольная игра. Возможно, старейшая известная игра с передвижением фишек на доске. Как светское развлечение он известен в додинастический период (около 3500 лет до н. э.), в более поздние времена стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир. Слово «сенет» («zn.t», позже «sn.t» или «sni.t») по одной из версий означает «прохождение». Игра упомянута в древнеегипетской «Книге мёртвых» и в других религиозных текстах Нового Царства, а также в мифах. Считается, что изобрел игру древнеегипетский бог знаний Тот (Тевт) для того, чтобы выиграть у божества Луны Хонсу несколько лишних дней для богини Нут, на которую бог солнца Ра наложил проклятие (она не могла родить детей ни в один из 360 дней года). На кон поставили 1/72 часть «света» каждого из 360 дней лунного года, Тот выиграл 5 суток, после чего в солнечном году стало 365 дней, а в лунном — только 355, а люди получили новую игру и пять лишних дней в календаре[1].
Первые находки игровых наборов для Сенета были сделаны в начале XX века. Сперва исследователи сочли эти палетки с фигурками древними шахматами, после — шашками, однако впоследствии выяснилось, что игра имеет с ними очень мало общего. Самый древний полный комплект для сенета найден в гробнице Хеси-ре (Hesy-re) — смотрителя королевской библиотеки фараона Джосера в Саккаре (III династия, ок. 2686 г. до н. э.). Фишки в нём архаичной формы — «лепёшки» и «башенки». Неустановленные обломки сенетообразных досок были найдены в преддинастических погребениях в Абидосе и Саккаре (ок. 3500-3100 до н. э.). Эти находки вкупе с изображением сенетов на барельефах времён I династии (3100 до н. э.) указывают, что игра может быть даже старше. Изображения и подписи к ним свидетельствуют, что сенет был игрой не только позиционной, но и стратегической. Умелые игроки могли провести по доске все фишки, не дав противнику вывести с доски ни одной своей, однако многое зависело и от удачи.
К эпохе Нового царства разметка игрового поля изменилась со светской на религиозную, наборы приняли каноническую форму удлинённого продолговатого ящичка, а фишки из башенок и лепёшек стали конусами и катушками. Как светская и культовая игра Сенет был широко распространён в Египте три тысячи лет, со времени Древнего царства (2600 г. до н. э.) вплоть до конца римского периода (350 г. н. э.), после чего исчез. Отдельные его элементы сохранились в арабской игре «таб», в которую играют бедуины в Судане.
Поделиться72016-11-07 08:40:07
Куклы Эдисона
В 1888 году Томас Эдисон задумал проект говорящих кукол, в чреве которых скрывался крошечный фонограф с закольцованной записью весёлого детского стишка.
Первые заметки в дневнике, относящиеся к этому проекту, Эдисон сделал в сентябре 1888 года. В октябре там появились записи, по-видимому, отражающие ход работы над куклой. А 22 ноября того же года в газете New York Evening Sun вышла заметка "Dolls That Really Talk".
Итак, поскольку у Эдисона в то время не было жизнеспособной технологии масштабного тиражирования однажды сделанной записи звука, он нанял двух женщин с подходящими голосами, чтобы сделать так много записей, сколько, по его мнению, могло потребоваться, чтобы серийные говорящие куклы были выведены на рынок, рассказывает National Park Service.
New York Evening Sun объявила куклы совершенством и заявила: «Ничего не остаётся, кроме как производить их в больших количествах». В апреле 1890 года Эдисон действительно вывел свою куклу на рынок. Правда, в этот момент она оснащалась уже не металлическим носителем аудиозаписи, а восковым. Но проект начисто провалился. Никто не брал куклы, которые часто ломались, в числе прочего из-за слишком хрупкой, недолговечной записи.
Поделиться82016-11-09 21:47:41
Механические пасхальные игрушки, конца 19 - начала 20 в.
Поделиться92016-11-14 08:45:31
Турок-шахматист
Шахматный автомат— деревянный манекен в человеческий рост— изготовил венский аристократ Вольфганг фон Кемпелен, главный механик при дворе Марии-Терезии. Наш современник, английский журналист Том Стэндейдж посвятил этой умной машине книгу «Турок. История первого шахматного автомата и его полного приключений путешествия по миру». Недавно она увидела свет во франкфуртском издательстве Campus.
Презентация куклы, облаченной в кафтан и тюрбан, состоялась в Вене весной 1770 г. До середины XIX в. «шахматный турок» гастролировал по Европе и Америке. И всякий раз добивался удивительных успехов за шахматной доской. Она стояла на закрытом со всех сторон комоде, за которым и восседал игрок из дерева. Чтобы показать почтенной публике, что подвоха нет, фон Кемпелен открывал дверцы всех ящичков. Ничего, кроме колесиков, шестеренок, маятников, рычагов, внутри не было. Изобретатель собственноручно расставлял фигуры и приглашал желающих сразиться. Сам же стоял в стороне, позволяя себе лишь иногда подкручивать пружину механизма. Деревянная рука турка самостоятельно передвигала фигуры. И, как правило, удачно.
Скептики поговаривали, что фон Кемпелен управляет автоматом с помощью каких-то невидимых веревок. В это трудно поверить, поскольку очевидцы в один голос утверждали, что во время турнира механик много раз обходил свое детище и ни разу не запутался. Кроме того, все знали, что в шахматах он не силен, а следовательно, не смог бы столь изящно обыграть величайших мастеров. Специалисты сошлись на том, что в комоде или в манекене скрывается ребенок или карлик. Самую красивую версию поддержала Британская энциклопедия начала ХХ в.: машиной управлял сильный шахматист Воровский, бывший польский офицер, потерявший в одном из боев обе ноги. Предполагали, что Кемпелен познакомился с этим человеком в Петербурге, где «турок» обыграл Екатерину II. Принять это на веру нелегко, хотя бы потому, что мастер впервые продемонстрировал механического игрока за месяц до смерти императрицы.
В 1804 г. Кемпелен умер, и автомат перешел в руки Иоганна Непомука Мельцеля, который, как гласят хроники, продемонстрировал феномен Наполеону. До нашего времени дошли не только описания поединка императора с деревянным противником, но и все их партии. Разгадать секрет механизма пытался Эдгар Аллан По, ставший свидетелем шоу Мельцеля в США. Но турок остался тайной.
Со временем публика потеряла к нему интерес. В 1838 г. Мельцель продал игрушку за 400 долларов. До 1854 г. гениальное изобретение красовалось в филадельфийском музее курьезов. Но там вспыхнул пожар, и от уникального экспоната остались только шестеренки.
Поделиться102016-11-21 08:40:10
Войлочные игрушки Натальи Фадеевой
Поделиться112016-11-24 20:22:40
18 ноября на аукционе в графстве Глостершир (Великобритания) будет продаваться раритетный кукольный дом в викторианском стиле, созданный более 160-ти лет назад супругами мистером и миссис Ньютон для своей 6-летней дочери Эммы. Стартовая цена полностью обустроенного домика с двумя спальнями – 10.000 фунтов стерлингов (около 15.655 долларов США). Куклы, фарфор, посуда и другая более сложная фурнитура были произведены в Германии и Швейцарии.
Источник: http://www.funpress.ru/neobychnoe/1008- … z4Qwoiy188
Поделиться122016-12-01 21:03:55
БИЛЬБОКЕ́ (франц. bilboquet), детская игра, в которой игрок должен поймать кольцо или шарик с дырочкой на палочку или в прикрепленную к ней чашу. Игра бильбоке имела в 19 в. поразительное по своим масштабам распространение: ее разновидности встречались во всех странах Европы, Северной и Южной Америки, Японии. Правилами игры часто предусмотрены сложности для игрока, предполагающие значительное мастерство в обращении с этим снарядом. Например, в японской разновидности игры нужно поймать шарик четырьмя способами: сначала на тонкий конец рукоятки (шпиль), затем — в чашу, потом — в небольшое углубление в основании чаши (дно), и, наконец, — на толстый конец рукоятки.
Поделиться142016-12-14 20:07:20
Детская швейная машинка
Германия, 1935 год
Поделиться152016-12-14 20:29:36
Французская игра 1778 года.
Никакой образовательной цели, кроме как знакомство девочек с миром модных причёсок и шляпок.
Поделиться162017-01-24 09:09:42
"Хисторископ" - панорама со сценами из американской истории
Поделиться172017-02-14 09:16:11
Будучи ребёнком, королева Виктория сделала более ста кукол. В этом занятии ей помогала её гувернантка, баронесса Louise Lehzen. Некоторые куклы представляют собой знакомых принцессы или исторических персонажей. Но большинство это персонажи балета или оперы, которые Виктория регулярно посещала, делая по возвращении в Кенсингтонский дворец, эскизы увиденных костюмов. После наступления четырнадцатого дня рождения принцессы все куклы были упакованы и убраны. Почти все они сохранились в королевской коллекции.
Маленькая принцесса Виктория, будущая королева, собрала более 130 кукол. Усидчивая девочка шила им платья и записывала имя каждой куклы. Коллекция Виктории была частично передана в музей Лондона, где на нее можно полюбоваться. Все фото из Museum of London. Эти куклы были изготовлены в начале 1830-х, когда Виктории было лет 11 - 13.
Поделиться182017-07-06 08:50:56
Японская механическая кукла периода Эдо (1603—1868 гг.).
Ребенок-фокусник каждый раз поднимая коробочку демонстрирует разные предметы.
Поделиться192017-11-07 09:05:32
Тауматро́п (от греч. thauma tropion — вращающееся чудо) — игрушка, основанная на зрительной иллюзии: при быстром вращении кружка с двумя рисунками, кажется, что видишь один, объединённый рисунок. Игрушка была особенно популярна в Викторианскую эпоху.
Жорж Садуль утверждает в своей «Всеобщей истории кино», что создателем тауматропа является Джон Гершелл. Существует легенда о том, как в 1824 году Гершелл поспорил со своим другом Чарльзом Беббиджем, что сможет показать ему одновременно две стороны золотой гинеи. Он стал вращать монету на ребре, а Беббиджа попросил поместить глаз на её уровне. Так Обе стороны монеты слились воедино.
В 1825 Генри Фиттон (англ. William Henry Fitton) и доктор Пари, популяризируя этот опыт, превратили его в детскую игрушку, получившую имя тауматроп
Поделиться202017-12-04 07:15:40
Заводные карусели
Конец XIX - начало XX века
Поделиться212017-12-21 20:25:24
🎲«Монополия» — это самый любимый семейный игровой бренд. "Монополия Севастополь - Узнай свой город!" - отличный повод собраться хорошей компанией и увлекательно провести время.
Поделиться232017-12-26 09:00:24
История елочной игрушки в России
В XXI веке елку стало модно украшать игрушками ручной работы. Сегодня шары шьют из фетра и лоскутов, вяжут из ниток, складывают из бумаги или даже из лего. Но все равно мы с особенным трепетом и любовью достаем старинные шары, сохранившиеся от бабушек и прабабушек.
«Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетками, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение…»
«Северная пчела», 1841 год
Первый елочный декор на Руси был призван продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали горящими свечами, яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блестки. В сочетании с горящими свечами эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной.
С середины XIX века заработали специальные артели, которые занимались производством гирлянд, елочных игрушек, а также сделанных из тонкой фольги цепей, мишуры и дождика.
«Елка гнулась от множества игрушек и сластей, пылала веселым счастливым огнем, трещали хлопушки, вспыхивали внезапно бенгальские огни и рассыпались звездочками».
Сергей Потресов. «Рождественский рассказ»
СТЕКЛЯННЫЕ ИГРУШКИ
Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек — появились на российских елках в середине XIX века. Они были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла. Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства, однако совсем скоро их стали изготавливать и в России.
«Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века было то же самое, что современному россиянину купить машину».
Сергей Романов, историк игрушки и коллекционер новогодних украшений.
Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды.
В конце 1930-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. После премьеры фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. В честь освоения Севера елочные лапы украшали фигурками полярников. В это же время появились филигранные и расписанные вручную украшения на восточную тему: Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор.
В военные годы на елки вешали фигурки самолетов танков, сталинских броневиков. Также мастерили фигурки из военных погон и подручных материалов, например медицинских бинтов.
Лишь после 1947 года началось производство игрушек на «мирную» тематику: новогодние деревья украсили сказочные герои, лесные звери, фрукты и овощи.
После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» — со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В 70–80-е годы самыми популярными были шишки, колокольчики и домики.
Кроме того, в СССР елку украшали игрушками, отражающими идеалы и стремления коммунистического государства. Так, на одной елке вместе сосуществовали овощи и фрукты, космические корабли и подводные лодки, фигурки человечков в национальных костюмах разных народов, фабрики и заводы, домашние и дикие животные, спортсмены.
ПАПЬЕ-МАШЕ
Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из папье-маше (плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом). В СССР производство игрушек из папье-маше было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент в основном составляли реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. С помощью вакуумного литья создавались новогодние маски и фигуры больших размеров для елки (деды-морозы и снегурочки). Такие игрушки были легки по весу, но не уступали в прочности прессованным.
В наши дни, в кругах многочисленных коллекционеров новогодних украшений, сохранившиеся игрушки из папье-маше наиболее ценны.
КАРТОНАЖ
В качестве украшений по доступной цене стали делать игрушки-картонажи. Эти тисненые фигурки вырезались и склеивались из двух половинок выпуклого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Делать их было несложно, а ходовые модели даже печатались в советских газетах. При желании картонажи можно было заказать по почте из частных мастерских. Среди картонажных игрушек были популярны изображения зверей, рыб, птиц, сказочных персонажей и звезд.
https://www.culture.ru/materials/75642/ … i-v-rossii