Украинская многовариантность
Рассматривать экзотические варианты с прекращением Зеленским политической борьбы в силу достижения договорённостей между Коломойским и Порошенко, а также совершением Зеленским каких-то критических ошибок, способных обрушить его рейтинг, мы не будем. Равно не стоит всерьёз относиться к конспирологическим теориям, которые любят сторонники Порошенко на зарплате: работа Зеленского на Путина или сговор между Путиным и финансируемой им частью вашингтонских элит, которые желают сдать Украину России.
Итак, рассмотрим наиболее вероятные варианты развития событий на Украине: победу Порошенко во втором туре, а также два варианта развития событий после победы Зеленского: с успешным формированием им нового правительства и проведением конституционной реформы и с превращением в хромого селезня украинской политики.
Второй срок Порошенко
Первый вариант — Пётр Порошенко остаётся президентом Украины. Никаких новых майданов не случится: США категорически против их проведения, так как смогут совладать с любым политиком на посту президента Украины.
Внешняя политика Украины остаётся без изменений: сохраняется антироссийский курс, а товарооборот между Украиной с одной стороны и Россией с Беларусью с другой стороны растёт.
В целом это наиболее приемлемый для союза сценарий развития событий, так как он обеспечивает сохранение текущего статус-кво: пусть и предельно плохих, но понятных отношений, которые, хотя и не позволяют решить проблему Украины, но дают возможность на ней зарабатывать.
Внутренняя политика на Украине рискует стать жёстче: Порошенко в случае переизбрания попытается как минимум до парламентских выборов укрепить свою власть и отомстить всем своим оппонентам, уверовав в правильность проводимой им во время первого президентства политики.
Есть ключевые факторы, снижающие шансы Порошенко на переизбрание.
Во-первых, усталость населения от его правления, которая выражается в крайне высоком антирейтинге, а второй тур — это борьба антирейтингов, то есть выбор населением меньшего из зол.
Во-вторых, невозможность навязать Зеленскому свою повестку. Попытки политика Порошенко обыграть комика Зеленского на его же поле обречены на провал. Втянуть Зеленского в дебаты и предметное обсуждение аспектов украинской политики, которые, независимо от успехов Зеленского, будут откалывать от него избирателей просто потому, что им будет становиться понятной позиция их кандидата, у Порошенко не удаётся.
В-третьих, ограниченность фальсификаций и схем подкупа избирателей. Команде Порошенко и его системе фальсификаций удалось не допустить Тимошенко во второй тур, но компенсировать уже существующий по итогам первого тура разрыв в 15 % голосов не помогут никакие фальсификации.
«Сетка» Порошенко сделала голос за него самым дорогим по сравнению с голосом за какого-либо другого политика, а сама оказалась не слишком эффективной даже в первом туре: автору известен случай, когда из 160 проплаченных избирателей голос за Порошенко отдали лишь 100 человек. И это в первом туре, во втором эффективность «сетки» снизится ещё сильнее.
Фактически Петру Порошенко для победы во втором туре потребуется найти столько же своих сторонников (по экзитполу, который провели в день голосования в первом туре, Зеленский во втором туре наберёт в 2,5 раза больше голосов), сколько проголосовало за него в первом туре: борьба пойдёт за голоса примерно 10 млн человек, которые в первом туре проголосовали не за Порошенко и Зеленского.
В-четвёртых, нежелание проигравших кандидатов поддерживать Порошенко.
Например, Игорь Смешко и Анатолий Гриценко категорически отказались поддерживать действующего президента — слабых поддерживать невыгодно.
В-пятых, деморализация его сторонников. Если до первого тура телеканалы могли позволить себе игнорировать Зеленского, то теперь игнорировать его нельзя. Двукратный разрыв между Зеленским и Порошенко не может не натолкнуть чиновников, политиков и бизнесменов на необходимость вступить в переговоры с Зеленским, ведь если Порошенко проиграет, то дело придётся иметь с Зеленским. Против Порошенко уже поднял бунт губернатор Одесской области Степанов, который отказался покидать свой пост после увольнения президентом за провал схем фальсификаций выборов.
Деморализация сторонников и понимание слабости Порошенко его подчинёнными делают невозможным жёсткие и беспредельные схемы фальсификаций.
Расценивать же призывы Курта Волкера и посла Йованович голосовать за Порошенко как поддержку со стороны Вашингтона не стоит: Йованович уже летом отправится в США, а Курт Волкер слишком связан с Порошенко и его радикализмом, чтобы поддержать другого кандидата.
Проблематичным будет и срыв выборов.
Во-первых, для него потребуется резкая активизация боевых действий в Донбассе или же очередная провокация по типу той, что была в Керченском проливе. Однако для неё необходимы одобрение со стороны США и ЕС (а Германия и Франция отказались отправлять свои суда для совместного прохода с кораблями ВМФ Украины через Керченский пролив). Желание только США может привести к обострению отношений между ними и Германией, которой важно достроить «Северный поток — 2».
Во-вторых, потребуются исполнители данной провокации, а голосование в первом туре показало перевес Порошенко над Зеленским среди военных лишь в 61 голос.
В-третьих, сорвать выборы введением военного положения на двое суток (именно в такой срок должен собраться парламент для одобрения указа о введении военного положения) невозможно. Парламент отказался вводить ВП в ходе первого керченского инцидента, а сейчас позиции Порошенко ещё слабее, чем тогда.
Тем не менее Пётр Порошенко будет драться за своё будущее до последнего: ему важна даже не столько победа во втором туре, сколько гарантии сохранения своих капиталов, которые ему никто не может (да и не захочет) дать. Порошенко и его окружению приходится рассчитывать только на себя.
Последний полноценный президент Украины
Второй вариант — Зеленский остаётся комиком в президентском кресле, но его власть ограничивают с помощью конституционной реформы, превращающей страну из президентско-парламентской в парламентско-президентскую или и вовсе парламентскую республику. Касательно необходимости и желательности проведения конституционной реформы уже достигнут олигархической консенсус. По крайней мере, достигнут на словах, так как ослабление власти президента выгодно всем украинским олигархам, кроме тех, кто будет управлять самим президентом.
Одной из причин бунта против Виктора Януковича было его желание сконцентрировать в своих руках слишком много власти и финансовых ресурсов. Януковича сверг не столько Евромайдан, сколько олигархический консенсус, он же привёл к власти Петра Порошенко, который, нарушив договорённости, не просто стал вторым Януковичем по уровню своего влияния, но и превзошёл его.
Справка: Порошенко и олигархия
Порошенко сильно проредил ряды украинской олигархии: в стране остались лишь два настоящих олигарха — сам Порошенко и его союзник Ринат Ахметов. Только им удаётся наращивать свои капиталы. Главный источник прибыли Рината Ахметова — угольная схема «Роттердам+», и то только потому, что Ахметов делится прибылью с Порошенко.
В стране не оказалось никого, кто мог бы бросить открытый вызов Порошенко и Ахметову:
Дмитрий Фирташ находится под домашним арестом в Вене и угрозой экстрадиции в США, его соратник Лёвочкин не является олигархом по меркам Украины, при этом азотным заводам Фирташа и его газораспределительным станциям Порошенко перекрыл кислород;
Валерий Хорошковский, хотя и имеет дружественные контакты с рядом российских бизнесменов, постоянно проживает в Монако и не обладает приносящими прибыль активами на Украине;
Игорь Коломойский скрывается от американской Фемиды в Израиле, а большая часть его активов под арестами и иными обременениями в связи с делом «Приватбанка».
Все остальные не рискуют бросить вызов Порошенко, предпочитая занимать позицию нейтралитета: Вадим Новинский — фигурант уголовных дел Генпрокуратуры, у Виктора Пинчука убытки, Константин Жеваго занимает позицию нейтралитета (сам он под российскими санкциями).
Выборы президента Украины — это ещё и противостояние двух оставшихся олигархов с теми, кого им удалось победить.
О желании ограничить полномочия президента его оппоненты говорят уже давно: Юлия Тимошенко, например, ратовала за введение на Украине должности канцлера, Арсен Аваков и Арсений Яценюк лоббируют превращение Украины в парламентскую республику (правительство формирует парламент, а президент является верховным главнокомандующим лишь во время действия военного положения). Сам же Зеленский говорил, что президентом он будет на один срок.
Зеленский не может не понимать, что на Украине от любви до ненависти один шаг, а его предвыборную эпитафию Порошенко очень быстро перепишут уже для самого Зеленского. В президентско-парламентской республике Зеленский завтра — это Порошенко сейчас. Рейтинг Петра Алексеевича в 2014 году позволил ему победить в первом туре, в 2019-м он с трудом вышел во второй, задействовав все возможные способы фальсификаций.
Следовательно, Украина вплотную приблизилась к моменту перехода к парламентской республике, которая позволит:
Избежать эксцессов Януковича и Порошенко, которые пытались узурпировать власть и ограничить олигархию. Порошенко был поддержан противниками Януковича не для того, чтобы стать вторым Виктором Фёдоровичем, но он не просто стал им, а превзошёл его по силе давления на депутатов и уровню концентрации власти и финансовых ресурсов.
Сделать модель управления страной проще, удобнее и понятнее для олигархии. Своя депутатская группа в парламенте станет гарантией участия в политических торгах без лишних президентских надстроек и затрат.
При этом данная трансформация снизит риски от необдуманных действий крайне неопытного в публичной политике Зеленского, который, не обладая командой, не сможет воспользоваться на начальном этапе всей полнотой власти (у него просто не хватит людей для назначения даже на наиболее ответственные должности), а также обезопасить самого Зеленского от ускоренного превращения в политического покойника.
Сам же переход к парламентской форме правления приведёт к окончательному превращению Украины в некий аналог Речи Посполитой накануне её разделов. Зеленский же рискует стать последним полноценным президентом Украины, а страна пойдёт ещё дальше по пути неофеодализации, что в итоге может сделать реальностью описанный в одной из серий «Слуги народа» сценарий распада Украины на 28 государств.
В сериале можно расстрелять всех депутатов, в реальности же с ними придётся работать.
Однако у данного сценария есть один существенный изъян: украинские олигархи никогда не верили друг другу, что и выливалось в неспособность создать систему сдержек и противовесов и уже дважды приводило к цветным революциям.
Поэтому данный вариант развития событий в краткосрочной перспективе (до конца года) является маловероятным, однако вероятность его реализации будет возрастать по мере стабилизации политической системы Украины после завершения выборов.
Пауки в банке
Третий вариант — президентом становится Зеленский, а власть получает Игорь Коломойский, который, пытаясь взять реванш, развязывает войну олигархических кланов.
Стоит учесть, что за Зеленским стоит не только Игорь Коломойский, но и Валерий Хорошковский, а также Виталий Антонов и ряд других бизнесменов средней руки. По словам политолога Константина Бондаренко, у Коломойского около 30 % условных акций в ЗАО «Кандидат Зеленский». Существует вероятность, что в пул инвесторов входит и Сергей Лёвочкин. В Одесской области в Зеленского инвестировали бывшие члены «Партии регионов».
Для успешного проведения конституционной реформы украинской олигархии потребуется достичь договорённости, главным препятствием для которой является хроническая недоговороспособность олигархов и нежелание давать преимущества своим конкурентам в самый ответственный период избирательной кампании: уступки могут быть истолкованы избирателями как признак слабости.
Всем им будут противостоять не менее сильные субъекты со своими политическими и бизнес-интересами:
Порошенко заинтересован в политическом выживании, сохранении своих капиталов, прохождении в парламент, где он желал бы занять нишу главного оппозиционера;
Ахметов вложился в Вилкула, Порошенко и Ляшко, которые должны будут отработать инвестиции, защищая своего патрона;
Тимошенко желает стать премьер-министром;
Амбиции Смешко удовлетворил бы пост министра обороны или главы СБУ;
Желания Гриценко и Садового пока что неизвестны.
Бойко, вероятно, удовлетворился бы контролем над ГТС Украины и должностью главы «Нафтогаза».
Как видим, у каждого из политиков свои амбиции, желания и, что важнее, обиды на конкурентов по олигархическому цеху.
Смогут ли они договориться, большой вопрос. У каждого из них есть свои причины для упорного торга: Аваков контролирует МВД и влияет на парамилитарные формирования националистов, Гройсман управляет правительством, для смены глав СБУ и Генпрокуратуры потребуется торг в парламенте, Тимошенко и Коломойский обладают реноме обманщиков.
Кроме того, всем без исключения противникам Зеленского выгодно подвесить его до парламентских выборов:
препятствовать ему в формировании правительства;
не размениваться с ним передачей ему контроля над СБУ и Генпрокуратурой в обмен на сохранение контроля над экономическим блоком — Зеленский и Коломойский, получив контроль над силовиками, смогут быстро получить контроль над всей вертикалью власти.
Чем дольше Зеленский будет в статусе хромой утки, чем сильнее ему будут мешать, тем больше ошибок он совершит и тем сильнее упадёт его рейтинг, что крайне выгодно его конкурентам: они ослабят партию Зеленского и усилят свои политические силы за счёт перетока голосов.
У Зеленского же задача максимально продлить период медового месяца со своим избирателем. Достичь этого возможно двумя способами:
Создать коалицию в парламенте текущего созыва и провести реформы, которые приведут к резким имиджевым изменениям. Идеальный вариант — раскулачить Порошенко и судить его соратников.
Уйти до парламентских выборов в оппозицию к текущей власти в надежде на успешные итоги парламентских выборов и формирование коалиции, где партия Зеленского будет доминировать или же и вовсе возьмёт большинство голосов.
Вероятность второго варианта с Зеленским-оппозиционером выше, особенно если учесть те реформы, которые намерена провести его команда.
Так, советник Зеленского Александр Данилюк утверждает, что его шеф в случае избрания президентом сконцентрируется на проведении реформ, которые могут дать быстрый результат, в частности:
Реформа СБУ — США давно настаивают на необходимости лишения спецслужбы функции следствия;
Трансформация судебной системы и антикоррупционных органов — создание антикоррупционной вертикали в том виде, в котором её хотят видеть США для принуждения украинских элит к полной покорности.
За экономику в команде Зеленского отвечают уже упомянутый Александр Данилюк и экс-министр финансов Айварас Абромавичус, которые будут советовать ничего не понимающему в экономике Зеленскому следовать рекомендациям и требованиям МВФ.
Ещё одно перспективное направление для Зеленского — скорейшее урегулирование проблемы Донбасса — пока выглядит утопией: у Зеленского нет контроля над парламентом и силовыми структурами, которые могли бы разрубить гордиев узел проблем, превративших войну на Украине в одну из наиболее выгодных отраслей экономики.
Градус олигархического противостояния в случае проигрыша Порошенко снизят:
Сепаратные переговоры политиков и их партий с Зеленским и его инвесторами. Например, глава МВД Арсен Аваков назвал Зеленского «нормальным парнем», а «Удар», который является частью Блока Петра Порошенко, ведёт переговоры с Зеленским. При этом данные переговоры являются непубличными — в открытую никто не желает вступать в коалиции или призывать своих сторонников голосовать за Зеленского во втором туре, опасаясь за результаты парламентских выборов.
Общая ненависть к Порошенко и желание поквитаться с ним. При этом Ринат Ахметов как самый богатый человек Украины всегда сможет договориться с победителем и не будет до последнего защищать Порошенко, если он начнёт с треском проигрывать. Ахметов, помимо поддержки Порошенко, финансирует «Радикальную партию» Олега Ляшко и раскольническую часть «Оппозиционного блока» с Александром Вилкулом.
Желательность принесения Порошенко и его окружения, в первую очередь Свинарчуков-Гладковских, в жертву ради роста рейтингов накануне парламентских выборов.
Умеренность финансовых требований ключевых инвесторов Зеленского. Коломойскому не нужен «Приватбанк», он слишком проблемный, чтобы желать его возвращения, однако Коломойскому важны судебный иммунитет и освобождение от какой-либо юридической ответственности, снятие ареста и иных форм обременений со своих оставшихся активов, а также 2 млрд долларов, которые олигарх считает своими, но украденными при содействии МВФ. Дмитрий Фирташ желает отбиться от США в австрийских судах, вернуться на Украину и запустить свои химические заводы, выбив для себя приемлемую цену на газ. А так как главным выгодополучателем от передела собственности после 2014 года стал Порошенко, то раскулачивать будут его, что не вызовет протестов среди настроенных против него политиков и бизнесменов.
Позиция США, которые не заинтересованы в хаотизации Украины и кардинальных переменах внутри украинской политики.
Количество подвариантов развития событий в случае противостояния олигархов друг другу является поистине бесконечным и не может быть исчерпывающе описано, так как в этом противостоянии слишком много переменных как внутреннего, так и внешнего плана.
Нет ясности и с позицией США: они могут как поддержать Зеленского в обмен на проведение им реформ (как анонсированных Данилюком, так и иных, в частности запуска рынка земли), так и настоять на проведении конституционной реформы. Возможен и вариант безразличного отношения к конфликтам украинской олигархии. Всё будет зависеть от настроя вашингтонских элит и градуса внутриамериканского противостояния между Трампом и его оппонентами.
Пока же ФБР, по данным издания The Daily Beast, ведёт расследование против Коломойского по подозрению в финансовых махинациях, а также отмывании средств, но олигарху пока не предъявлены обвинения ни в одном преступлении. Данную новость можно рассматривать как желание «подвесить» олигарха на крючок и сделать его более сговорчивым при конструировании украинской политики.
Не доволен Зеленским Берлин, который в лице зампредседателя ХДС Иоганна Вадефула потребовал от Зеленского дистанцироваться от Коломойского.
Впрочем, независимо от того, состоится переход к парламентской форме правления или нет (а мы не можем знать, удастся ли олигархии реализовать конституционную реформу), выборы президента являются разминкой перед осенними выборами в парламент, по итогам которых будет сформирована система украинской власти на следующие 5 лет.