В Украине бум банковских краж, к которым причастны сотрудники этих заведений.
Причем случаев строгого наказания для нечистых на руку кассиров, начальников отделений или банкиров не бывает. Одно из последних тому подтверждений — смешной штраф для начальницы отделения во Львове, которая присвоила 2,7 млн грн клиентов. Департамент экономики МВД похвастался «суровым» наказанием для служащей: она получила три года условно и 3400 грн штрафа. СМИ узнали, почему так происходит.
Схемы воровства
Чуть ли не ежедневно появляются новости о кражах из банков. В Киеве сотрудники банка присвоили 50 млн грн, в Одессе работник финучреждения прикарманил пенсии местных жителей, в Ахтырке Сумской области специалисты одной из финструктур похитили 800 тыс. грн со счетов Свято-Троицкого монастыря.
Часто из банковских ячеек у украинцев стали пропадать драгоценности и крупные суммы денег. Но причастность своих сотрудников к таким кражам в финучреждениях отрицают. Как и то, что с их помощью грабят людей, снявших пять минут назад деньги в этом отделении. Ведь не пойман — не вор.
Эксперты подтверждают: случаи краж денег клиентов сотрудниками банков стали весьма популярны. Но если раньше воровали топ-менеджеры и по-крупному, то сейчас этим занялись кассиры.
«Но банки стали закрывать, и люди оказались на улице. В оставшихся банках идут сокращения и оптимизация. И сотрудники, которые там еще работают, начали относиться так: совершу преступление — и, если выгонят, у меня будет заначка», — говорит экономический эксперт Александр Охрименко.
«Определенный процент воровства денег в банках происходит всегда, — продолжает тему финансовый эксперт Алексей Кущ. — Причем это воровство можно делить на два уровня. На микроуровне этим занимаются кассиры, особенно в отдаленных банковских отделениях, которые плохо контролируются центральными офисами. И воруют они небольшие суммы денег». Схема чаще всего следующая: кассир, имеющий доступ к информации по счетам вкладчиков банков и самим счетам, подделывает документы и подписи вкладчиков и забирает их деньги. А на макроуровне (зачастую это происходит с ведома топ-менеджеров банков) работает другая схема, говорит Кущ.
Банки «играются» с деньгами клиентов. Правда, больше воровство по-крупному процветало до кризиса. «Часть налички, которую приносили в банк клиенты, изымалась. Ее пускали на проведение различных операций, в том числе и на валютном рынке, спекуляций на фондовом рыке. А когда клиент приходил за своими деньгами, там быстро проводили проводки, и он получал наличные. Но часто эти операции не проходили через официальный бухучет, такая себе черная касса. Это очень хорошо работало, когда рынок рос и выдачу старых депозитов можно было перекрывать новыми. Но когда произошел кризис, все эти случаи стали массово выявляться. Начался отток денег, и управляющие банками не могли найти средства, чтобы рассчитаться с клиентами. И тогда выяснялось, что деньги официально не проводили», — добавляет Кущ.
По его словам, сейчас действительно участились мелкие кражи: «Причин несколько: банки экономят на административных расходах, зарплате сотрудников и программных продуктах, на безопасности, в результате чего теряется контроль над отделениями, филиалами. А экономия на оплате приводит к тому, что вымывается кадровый, профессиональный состав. А люди, которые остаются, получают такую зарплату, что им не хватает на жизнь. И надо воровать, чтобы заплатить за ту же коммуналку».
Почему не наказывают
Если обычных грабителей банков наказывают по всей строгости закона (на днях в Киеве вору, который, угрожая пистолетом, похитил в двух банках 55 тыс. грн, дали девять лет тюрьмы), то внутрибанковских воров карают мягко.
У нас очень неправильное наказание за финансовые махинации, говорит Алексей Кущ. «На Западе за финансовые махинации человек может получить 15 лет тюрьмы. У нас — от трех до пяти, и есть масса смягчающих обстоятельств, благодаря которым виновные получают условные сроки, — отметил эксперт. — Это идет от безнаказанности руководителей банков, которые обворовали своих вкладчиков, и распространяется на кассиров. Для того чтобы собственники банков могли избежать наказания, они пролоббировали мягкую уголовную ответственность. Этим и пользуются клерки, ведь нельзя написать в законе, что серьезные сроки будут только для кассиров».
Охрименко говорит, что в стране уже давно работает схема «украл, поделился со следователем и отделался штрафом»: «Сотрудник украл, адвокат договорился со следователем, за какую сумму кассир получит «парашютную статью». Это когда человеку после расследования вменяют более легкую статью, и он получает наказание, например, не за «особо тяжкое хищение», а за халатность, за что грозит всего лишь штраф».
И специфика таких преступлений как раз в том, что некоторые люди идут на хищения, понимая, что частью денег придется поделиться со следователем, судьей и прокурором. И следователь с самого начала заинтересован в том, чтобы получить взятку
Причем, указывают эксперты, проворовавшиеся сотрудники без работы не остаются. «В Украине были случаи, когда люди с уголовными сроками становились председателями правления одного, второго, третьего банка. Даже если был запрет занимать какие-то должности два-три года, то спустя время они могут возвращаться в банк», — говорит Кущ.
Верят трудовой книжке
Неужели банки никак не проверяют сотрудников на честность, прежде чем доверить им работу с большими суммами? Банкир Игорь Львов рассказал «Вестям», что никаких полиграфов и спецпроверок в банках нет. Главное — опыт и записи в трудовой: «Как сказал один классик, воруют все. Воруют кассиры, топ-менеджеры. Только в разных размерах. К сожалению, эта тенденция есть, и не только в банковской сфере. Что касается проверок, то полиграф не практикуется. В случае с кассирами и операционистами достаточно трудовой книжки, записям которой мы доверяем. Им желательно иметь опыт работы в другом банке или компании и соответствующие курсы. У них не всегда даже есть высшее образование. А если берем специалиста в какой-то области, естественно, поинтересуемся у бывших его коллег, что он за человек», — объяснил Львов.