В этот день война пришла в Донецк
Денис Селезнев,
26 мая – очередная мрачная дата в истории войны в Донбассе. Три года назад в этот день война, по сути, впервые пришла непосредственно в Донецк – начались бои за аэропорт, появились первые жертвы среди мирных жителей города. Этот же день является и днем первого боевого применения штурмовой авиации в этой войне.
«Феномен летчиков 299-й бригады выходит далеко за пределы темы войны в Донбассе»
К этой дате я хотел сделать небольшой обзор боевого пути украинских летчиков весной – летом 2014 года. Однако в процессе сбора материалов столкнулся с явлениями куда более показательными, чем сухая статистика боевых вылетов, потерь или тактических нюансов применения авиации.
Сегодня события войны в Донбассе превратились в череду будничных новостей об очередных обстрелах окраин Донецка, Макеевки или Ясиноватой. Былой эмоциональный накал в прошлом, а поступки киевского режима все больше сосредоточены вокруг нелепых запретов соцсетей или вызовов Сталина и Берии на допросы в виртуальную прокуратуру Крыма.
Время как бы замаскировало те поступки, на которые оказались способны люди, ставшие во главе «новой» Украины. Но еще большим морально-психологическим феноменом стало то, на что оказались способны многие и многие из тех, кто принял участие в войне на стороне ВСУ.
И если говорить о летчиках, то они стали одними из первых, кто поразил своей беспощадностью в отношении мирного населения. Напомню лишь наиболее трагичные по своим последствиям примеры действий украинских ВВС весны – лета 2014 года.
26 мая, Донецк – во время боев за аэропорт украинские самолеты и вертолеты наносили ракетно-бомбовые удары и обстреливали из пушек и пулеметов местность вблизи собственно аэропорта и железнодорожного вокзала города. В результате этих ударов, по разным данным, погибли не менее десяти мирных жителей. Приводят данные и о двух десятках погибших.
Некоторые были убиты на трассе при обстреле автомобилей, некоторые погибли на привокзальной площади. Для мирного еще на тот момент города происходящее стало полной неожиданностью и шоком.
2 июня украинский штурмовик Су-25 нанес ракетный удар по зданию бывшей областной администрации в центре Луганска. В результате атаки погибло восемь человек, в том числе пять женщин. Официальный Киев в своей циничной манере выдвинул версию взрыва кондиционера на здании.
Некогда красивый Донецкий аэропорт превратился в руины после ударов украинских ВВС (фото: Shamil Zhumatov/Reuters)
Некогда красивый донецкий аэропорт превратился в руины после ударов украинских ВВС (фото: Shamil Zhumatov/Reuters)
На рассвете 2 июля украинские самолеты Су-25 нанесли удар по окраине населенного пункта Станица Луганская. Это район жилой застройки, где не было никаких военных объектов повстанцев. В тот день погибло 12 человек, в том числе двое детей. Официальный Киев назвал этот удар досадной ошибкой. Естественно, никто не понес никакого наказания, а спустя несколько дней Порошенко наградил летчиков бригады, нанесшей этот удар, орденами Богдана Хмельницкого.
Еще спустя две недели, 15 июля, также на рассвете был нанесен новый удар по жилой застройке, на этот раз в городе Снежное. В результате взрывов, а также под завалами разрушенных домов погибли 11 человек, десятки оказались ранены. На этот раз, по версии Киева, удар наносили российские самолеты, дабы скомпрометировать украинскую власть в глазах жителей региона.
Еще две недели спустя, 30 июля – и вновь на рассвете – украинские самолеты наносят удар по городу Красный Луч. Бомбы уничтожили заправочную станцию, попали в жилую застройку, и лишь чудом число жертв ограничилось одним человеком.
Однако самый ужасающий случай произошел 13 августа в городе Зугрэс.
За несколько дней до этого в округе стихли бои с окруженной украинской группировкой – часть подразделений сдалась, части удалось прорваться. В городе установилась тишина. Люди, обманутые затишьем и изнывающие от жары, воспользовались выходным днем, дабы посетить пляж на местном водохранилище.
После обеда появились украинские самолеты, которые начали засыпать пляж кассетными боеприпасами. Очевидцы насчитали более 40 разрывов. Люди погибали целыми семьями – всего в тот день украинские ВВС убили 13 человек. Еще около полусотни получили ранения.
Никаких официальных комментариев после этого инцидента не последовало. В этом случае не просматривается ни малейшей военной логики, кроме жестокой мести за недавнее поражение ВСУ в Южном котле.
На тот момент многие в Донбассе не могли поверить, что на столь кровавые преступления против собственных сограждан могли пойти украинские летчики. Ходили слухи о неких натовских наемниках, которые совершают вылеты на самолетах украинских ВВС.
Однако реальность оказалась куда прозаичнее.
Все эти преступления совершили два десятка летчиков 299-й бригады тактической авиации, которая базируется в городе Николаеве. Попавший в плен 18 августа один из сбитых летчиков Юрий Шевцов на допросе назвал имена 13 своих сослуживцев, которые и совершили все указанные выше преступления.
Поразительной оказалась и личность самого Шевцова.
В ходе допроса выяснилось, что этот внешне вполне интеллигентный и образованный человек принимал участие в авианалетах, в том числе и на город Горловку, где на тот момент проживала его родная мать, сестра и другие родственники.
Однако даже понимание того, что в ходе выполнения подобных заданий он может стать убийцей собственной семьи, не остановило пилота. Возникает вопрос: какова же была мотивация этого человека? Любовь к Родине, чувство долга, желание защитить население от российских агрессоров?
Нравы, которые царили еще задолго до войны в 299-й бригаде, подсказывают, что все дело опять же куда прозаичнее – деньги, которые пообещали военнослужащим за совершение боевых вылетов.
То, что украинские летчики готовы за деньги и материальные ценности на многое, показывает характерный случай, произошедший еще до войны. Пилот бригады подполковник Вадим Дзюбенко в 2013 году прославился участием в громком скандале, вспыхнувшем вокруг ведомственного жилья.
Этот человек попытался отобрать для себя двухкомнатную квартиру, которую выделили вдове его же сослуживца, недавно умершего от тяжелой болезни. Ни то, что сама вдова была военнослужащим той же бригады, ни наличие у нее двух малолетних детей – ничего не остановило подполковника.
Подкупом должностных лиц, заказами джинсы в прессе и договорными судебными разбирательствами он накануне самой войны сумел-таки добиться своего. Отобрал квартиру.
В январе 2013 года местные журналисты задавались вопросом: «сможет ли тот военнослужащий, который так явно выдает себя в этой «войне» за жилплощадь, впоследствии яростно и преданно защищать в настоящем бою надеющихся на его помощь женщин, детей? Как он будет вести себя тогда, если уже сегодня, в мирное время, он плевать хотел на то, что кто-то слабее чем, он сам, нуждается в помощи и поддержке?»
Время показало, что подполковник не только не станет защищать женщин и детей, но за сравнительно небольшие деньги готов этих самых женщин и детей уничтожать без всякой пощады.
Учитывая подобный моральный облик, можно представить и один из методов, при помощи которого подобных пилотов мотивировали участвовать в налетах на Донбасс.
Вероятно, им была предложена альтернатива – либо участвовать в войне и получать за это дополнительную материальную компенсацию, либо соответствующие органы дают ход делам о многочисленных хищениях и растратах, которые, без всяких сомнений, процветали до войны в этой бригаде. Так что либо в «герои», либо под суд.
И два десятка летчиков бригады вполне сознательно выбрали участь убийц собственных соотечественников, а как в случае с Шевцовым – и собственных земляков и даже родных.
К началу осени 2014 года ввиду возрастающего сопротивления ПВО повстанцев полеты для «асов» ВСУ стали совершенно невозможны. Потеряв шесть штурмовиков из 20–25 боеспособных, 299-я бригада завершила свое бесславное участие в войне.
Впоследствии действия украинских ВВС получили разгромные оценки со стороны экспертов разных стран, анализировавших действия украинских летчиков. Впрочем, моральный аспект их участия остался в стороне.
Но настало время делить добычу – выделенные за участие в боях награды, материальные средства, квартиры. И тут пилоты вновь проявили себя во всей красе.
В бригаде разразилась череда скандалов и разборок, которая окончилась тем, что в декабре 2016-го оттуда уволились сразу три летчика, принимавших участие в налетах на Донбасс.
Как сообщило тогда проправительственное издание «Думская»: «участники боевых действий «получили минимум из того, что им было положено». Кроме того, ордена, боевое оружие, автомобили и квартиры, положенные им, забрали себе командиры, полковники». Такой вот итог «боевой работы».
Вообще феномен летчиков 299-й бригады выходит далеко за пределы темы войны в Донбассе. Он ставит вопрос вообще о том состоянии, к которому пришло постсоветское общество ввиду разложения общественной морали.
Этот вопрос, конечно же, требует пристального изучения социологов и социальных психологов. Но к настоящему времени, увы, все зачастую заканчивается примитивными штампами пропаганды о бандеровщине или даже некой генетической склонности жителей Украины к подобному поведению.
Но без более интеллектуального ответа на вопрос о причинах случившегося на Украине будущее всего постсоветского пространства остается под угрозой все нового и нового повторения подобных человеческих катастроф.