Неопределенность в отношении дальнейшей судьбы всей Украины и отдельных ее частей медленно, но неотвратимо превращает эту страну в территорию, где живет население без идеи, мечты и даже мало-мальски перспективных планов. Их тотально заменяет инстинкт самовыживания любой ценой, размывающий конечные ориентиры развития, превращающий само это развитие в бесплодную стагнацию.
Соцопрос, проведенный компанией GfK в январе-марте 2017 года по заказу грантоедов Института массовой информации при поддержке Украинской инициативы повышения уверенности (UCBI) и Агентства по международному развитию (USAID), показал удивительный застой в общественном сознании на юго-востоке страны, который киевский режим считает потенциально «сепаратистским и потому проблемным. Опрос показал: в восьми областях востока и юга Украины (Днепропетровской, Харьковской, Запорожской, Николаевской, Херсонской, Одесской, территории Донецкой и Луганской областей, которые контролируются правительством Украины) особых проблем быть не должно, потому что, увы, население уже не имеет ни геополитических, ни государственных приоритетов. Картина человеческих предпочтений и устремлений нестабильна, размыта и чрезвычайно сегментирована. Согласно этому опросу, только каждый четвертый житель востока и юга Украины (26%) хочет в Европейский Союз и только 13% - в НАТО. И в то же время только 14% опрошенных хотят, чтобы Украина стала частью Таможенного (Евразийского) союза.
Причем наибольшее число приверженцев Евросоюза в Днепропетровской (35%) и Херсонской (32%) областях, а за Таможенный союз больше всего «топят» в Одесской области (22%): видимо, не зря в Киеве опасаются именно одесситов, которых то жгут, то избивают свезенные в Южную Пальмиру «патриоты»: боевики добробатов, ветераны АТО и просто бандиты в балаклавах.
Наибольшую же поддержку НАТО выразили жители Николаевской (19%) и Запорожской (19%) областей, тогда как наименьшую - жители подконтрольной украинской власти территории Донецкой области (4%). Большинство (свыше 50%) жителей юго-востока считают, что Украина должна стать нейтральным государством, 22% респондентов уверены, что во внешней политике Украина должна стремиться к сближению с Европой, и 10% - с Россией. Цифры, в принципе, убийственные для оптимистов украинско-российской дружбы и братства. Даже с учетом того, что опрос проводили прозападные грантоеды по заказу и при помощи американских грантоедческих структур. Ведь этот край еще недавно называли «Новороссией» и считали (а указанные оптимисты и сейчас считают) потенциально пророссийским.
Оголтелая русофобия, соответствующее промывание мозгов и тотальная пропаганда, поставленные на поток манипуляции и спекуляции, запугивание людей и политический террор вкупе с политическими же репрессиями медленно, но тоже неотвратимо делают свое дело: люди отворачиваются от своего прошлого и видят будущее там, где им указывают – на Западе.
Украинский же парадокс заключается еще и в том, что Украина и украинцы кусают ту руку, которая протягивает им помощь. Причем помощь берут, но в ответ не благодарят, а поливают грязью и отталкивают.
Вот данные Государственной фискальной службы Украины: в январе-феврале 2017 года украинский экспорт в России вырос более чем на 54,4% (373,4 до 576,5 млн. долл.). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В то время как украинский экспорт в страны Евросоюза вырос лишь на 14,3% – с 2,1 млрд. долл. в январе-феврале 2016 года до 2,4 млрд. долл. за те же месяцы этого года. Более того, несмотря на объявленную спасением для страны евроинтеграцию, кроме России, есть рост экспорта в Индию, Турцию, Алжир, Южную Африку, Иран. Но при этом снизились поставки украинских товаров в Нидерланды, Германию, Францию. И это не «сепары» и «вата» цифры предлагают, а самые что ни на есть патриоты-фискалы...
А как вам такой пассаж: когда в декабре прошлого года в ответ на призывы украинских политиков ввести визы для граждан России российский премьер-министр Дмитрий Медведев допустил, что президент Владимир Путин может принять решение о разрыве дипотношений с Украиной, то испугался даже украинский МИД, ведомый Павлом Климкиным, рафинировано патриотичным дипломатом-полудурком «а-ля Ирина Фарион». Сам Климкин в силу откровенно выраженного и зафиксированного на лице девиантного умственного развития готов визы с Россией ввести хоть сейчас. Но официальный представитель ведомства Марьяна Беца осторожно намекнула, что в случае введения виз с Россией Киеву придется решать вопрос «последствий для рядовых граждан, ...так как их почти три миллиона, проживающих в РФ». И эти заробитчане пересылают гласно и негласно в Украину вполне реальные миллиарды долларов, которые удерживают на плаву и семьи, и частично всю украинскую экономику. Заробитчанские переводы из России выше тех сумм кредитных траншей, которые Украина униженно и коленопреклоненно выклянчивает, например, у МВФ.
Но буквально на прошлое неделе лидер фракции «Народного фронта» («НФ») в Верховной Раде Максим Бурбак заявил, что парламент должен принять законодательные нормы о введении визового режима с Россией. Потому что «идет война» и «Путин напал». И ведь вполне могут принять эти законы, потому что «НФ» - это партия экс-премьера Арсения Яценюка, которому сейчас подыскивают пост, чтобы продемонстрировать, что «власть крепка, как никогда». «НФ» - это составляющая часть провластной коалиции большинства в Раде, беречь которую, как зеницу ока, во все горла приказывают внешние кураторы киевского режима. А он, режим, хоть и демонстрирует порой некоторое непослушание и склонность к бунту пауков в банке, таких магистральных рекомендаций ослушаться не может. Ибо отлучат от печенюшек и ништяков, без которых режим обречен...
Влияет на состояние украинских умов еще один извечный парадокс. С одной стороны, для кого беда, а для кого счастье, но только России нужна Украина. По-настоящему нужна. Как спокойная и дружественная страна-соседка. Пусть и не союзница, но и не вечная нахлебница, меняющая свою лояльность на экономические преференции от России. До 2014 года российское руководство было уверено, что именно такую независимую Украину оно и выстраивает на своих юго-западных границах. Госпереворот 22 февраля 2014-го и последовавшие затем три с небольшим года показали, как Москва заблуждалась. И как заблуждается сейчас, когда думает, что снова может какими-то преференциями купить украинское руководство, а уже оно, как на уздечке, приведет и свой народ под российский скипетр. Такое развитие событий сегодня кажется маловероятным. Возможным гипотетически, но маловероятным...
Но с другой стороны, и Россия нынешняя, сначала испугавшись украинской агрессивной русофобии, сейчас медленно привыкает к такой «взбесившейся сестре». К тому, что с нею придется жить рядом, несмотря на разгул неонацизма и неофашизма, на унижение и уничтожение русскоязычного и просто этнического русского населения Украины. И следует из результатов недавнего опроса, проведенного 31 марта - 3 апреля 2017 года «Левада-Центром». Социологи даже назвали результаты опроса «оттепелью» в отношении бывших «врагов» - США, ЕС и, ясное дело, Украины. Например, доля россиян, негативно относящихся к США, снижается: сейчас эту страну плохо воспринимают 52% против 64% в 2016 году и 73% в 2015-м. В отношении к Евросоюзу та же тенденция: сейчас ему симпатизируют 36% россиян (против 25% в 2015 году). А плохо относятся к нему 53% (доля снизилась с 2015 года, когда таковых было 64%). К Украине тоже стали лучше относиться: сейчас в положительном ключе о ней отзываются 34% респондентов против 25% в 2016 году. Негативно, правда, к Украине по-прежнему относятся 56% (ранее - 59%), но, как видим, и число таких россиян снижается.
Более того, в отличие от так называемого крымского консенсуса, который остается пока незыблемым, в России, кажется, неотвратимо рушится «консенсус донбасский». Опрос того же «Левада-центра» выяснил, что с мнением Украины и западных стран о том, что Россия, присоединив Крым, нарушила международное право, не согласны 78% россиян (год назад - 71%). И согласны с западным утверждением только 13% участников опроса. Но в то же время число россиян, которые хотели бы видеть провозглашенные республики Донбасса – ДНР с ЛНР в составе России по крымскому сценарию, снижается. Данные опроса показывают: 37% россиян высказались за то, чтобы отложившийся от Украины Донбасс стал независимым государством. И доля сторонников этого мнения заметно выросла по сравнению с мартом 2014 года значительно и показательно - с 12%. Пожелание же того, чтобы восток Украины стал частью России, поддержали сегодня только 21% респондентов. А еще в марте 2014 года таких было 48%. Еще 21% респондентов полагает, что было лучше, если бы «этот регион оставался частью Украины, но получил большую независимость от Киева» (17% ранее). А «любимыми странами» россияне назвали Китай и Беларусь. Не Украину...
...Вот такие вот дела. Сухие цифры социологии и статистики, но за ними судьбы и реальная жизнь людей, которые страдают, за свои убеждения проливают кровь и платят своими жизнями. Но к этому привыкают не только в зоне боевых действий, но и за ее пределами. И геополитические последствия такой привычки еще придется изучать и анализировать. Ну, хотя бы для того, чтобы народы не смотрели друг на друга через прицелы автоматов: Украина и Россия – соседи, которые друг от друга никуда не денутся. Если, конечно, сохранятся вдвоем...