Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими задачами. В процессе развития украинского государства большое значение придается системе образования. Среди значительного количества вопросам образования проблема патриотического воспитания является одной из определяющих. Перед учительством стоит чрезвычайно важная и неотложная задача - воспитать настоящего гражданина и патриота родной земли. Только люди, беззаветно преданные украинской национальной идеи, способные отстоять независимость и соборность Украины, вывести ее из временных социально-экономических проблем на путь прогресса и процветания. К сожалению, в современном мире еще происходят террористические акты, национальные конфликты, кровопролитные войны, в результате которых гибнут тысячи людей. Вот почему сегодня необходимы высокая патриотическая самосознание, прочная гражданская позиция каждого члена общества, тесная консолидация вокруг идеи независимости.
Патриотические чувства украинского является эмоциональным аспектом национально-государственного мировоззрения. Современные ученые считают, что он включает: чувство принадлежности к своему государству - Украине, уважение к истории своего народа, к своей культуре, веру в светлую судьбу нашего государства и т.д.. Наивысшей формой патриотизма есть чувство, что достигает уровня жертвенности, когда для блага Родины человек готов терпеть муки и даже идти на смерть [2].
Особенно важно вовремя заложить ребенку основы истинного человека-патриота, не ограничивается пассивной любовью к родному краю, а активно работает для своего народа, его благосостояния, развития культуры и хозяйства, защищает честь своей страны, умножает ее богатства.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опирается автор, выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья. Проблеме патриотического воспитания, сущности таких понятий, как "патриотическое сознание", "любовь к Родине", посвященные фундаментальные труды ученых-философов Бычков, Забужко, И.Надильного, И.Стогния
В.Шинкарука. В своих научных трудах исследуют понятие "патриотизм" современные психологи: И. Бех, А.Богуш, М.Боришевський, В.Котирло и другие.
Важным в процессе теоретического осознания новых тенденций в отечественной педагогической науке работы О.Вишневский, О.Губко, П.Кононенко, В.Кузя, Б.Ступарика, К.Чорнои, которые в основу патриотического воспитания ставят национальное сознание и подчеркивают на осознании бесспорной ценности Родины.
Воспитанию детей младшего школьного возраста посвящены труды Ш. Амонашвили, Л.Божович, Д.Эльконина, И.Каирова, Н.Миропольськои, И.Пидласого, Н.Янковськои и др..
И. Подласый подчеркивает, что знания и умения, накопленные ребенком в младшем школьном возрасте, позже становятся основой для формирования устойчивых нравственных привычек, навыков общественного поведения (ответственности, взаимопомощи, отзывчивости, уважения и пр.), высоких жизненных идеалов [5]. Несмотря на глубину этих работ, вопросы формирования патриотических чувств у младших школьников еще недостаточно освещены в научных исследованиях.
Формирование целей статьи (постановка задачи). Цель данной статьи - показать значение внешкольной работы в учебно-воспитательной деятельности учащихся и охарактеризовать некоторые виды работы по выявлению и формированию патриотических чувств младших школьников в общеобразовательной школе.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы показал, что воспитание патриотизма начинается с детства и именно в дошкольном и младшем школьном возрасте зарождается чувство патриотизма. Исходя из общественных требований, мы поинтересовались, которые патриотические чувства преобладают в условиях современного общества, влияет на их развитие.
Не менее важным было проследить механизм формирования патриотических чувств, исследовать, при каких условиях они возникают, как целенаправленно управлять этим процессом; насколько учителя готовы к формированию патриотических чувств у детей.
С этой целью были исследованы 320 детей, которые учились в 4-х классах г.Славянска и Славянского района Донецкой области.
Нами применялся комплекс специально разработанных и адаптированных средств сбора материала: длительное наблюдение за детьми в различных видах деятельности и общения; беседы с детьми, родителями, учителями, занотування фактов, анкетирование, интервью; наблюдения, зафиксированные методом фотографической записи, т.е. так, как они происходили в действительности.
Мы считаем, что результатом воспитательной работы будет развитие качеств и черт, которые отражают патриотические чувства и взгляды младшего школьника: уважение к национальным и государственным символам (Флаг, Герб, Гимн), любовь к родному краю (села, поселка, города) , к родным мы?? Ц, родного языка; вежливое отношение к родителям, старшим в семье, учителей, ветеранов войны; интерес к истории родного края, героического прошлого страны, к жизни прославленных земляков; уважение к предкам, героям Отечества, знание мест нахождения могил и памятников, уход за ними и т.д..
Итак, одним из направлений работы по воспитанию патриотических чувств есть - "История родного края и его героическое прошлое", который и будет исследовано в данной работе.
Проявляя уровень патриотических чувств, мы считали очень важным исследовать отношение детей к родному краю, его истории, родных мест.
В связи с этим учащимся было предложено ряд вопросов: "Что для вас означает словосочетание" родной край "?", "Знаете ли вы историю своего города? Расскажите ее "," Как называется улица, на которой вы питаете? Откуда пошло название? "," Какие предания о происхождении названий полей, лугов, балок, оврагов своей местности вы знаете? "," Какие любимые места в вашем городе? Нарисуйте их "," Назовите имена известных вам прославленных земляков (ветеранов войны и труда). Что вы знаете об их жизни и подвигах? "," Какое значение для города, Родины имел их подвиг? "," Какие промыслы существовали на территории нашего города, края? "И др..
В результате опроса оказалось, что ученики знают историю своего города, с желанием ее рассказывают, интересующихся прошлым Украины.
Отношение детей к родному краю можно выявить, анализируя рисунки на тему "Мой любимый город". Рисунки выполнены тщательно, аккуратно, тщательно. Излюбленными местами школьников оказались такие уголки г. Славянска - парк, Славянский курорт, двор, в котором они живут, у школьников Слов 'Славянского района - парк, места вдоль реки Северский Донец, родственные двор. Многие дети нарисовали незабываемые места г.Святогорск. По результатам опроса и анализа рисунков было установлено, что высокий уровень выполнения заданий продемонстрировали 26% детей, средний - 53,7%, низкий - 20,3% [4].
Различными были ответы детей на вопрос "Как бы ты поступил, если бы увидел, что кто-то на твоей улице, возле школы, в городе разбрасывает мусор?". Большинство детей считают нецелесообразным обращать на это внимание. Вот некоторые типичные высказывания:
Ну и что, есть дворник, который все это уберет.
Я тоже бросаю, вокруг все так делают.
А что, это важно
Я не знаю.
Подойду и попрошу поднять и выбросить на помойку.
Если нужно, подниму и выброшу сам.
При этом около 18,1% респондентов считают необходимым обращать на это внимание, 62,5% респондентов не уделяют этому достаточного внимания, 19,4% не определились в своей позиции [4].
Среди прославленных земляков, ветеранов войны и труда, жизнь которых была примером служения Украине, ученики называли героев Советского Союза В.Шандулу, М.Симейка, М.Лизенка, Кучеренко, М.Сербиненка, также называли исторических лиц - ТШевченка , Б. Хмельницкого, Лесю Украинку. Полный ответ на этот вопрос дали 14,7% учащихся, 28,4% респондентов испытывали трудности при ответе на вопрос "Какое значение для людей, города, Родины имел их подвиг?" 56,9% не смогли ответить на вопрос.
После анализа уровня сформированности патриотических чувств, нами был разработан и внедрен в внеурочную деятельность, разнообразные формы работы.
В ходе внеурочной воспитательной работы младшие школьники знакомились с историей родного края, названиями улиц, подвигами прославленных земляков т.п.. Работа происходило в форме экскурсии. Это позволяло организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях, в музеях, на выставках.
В воспитательной работе использовались различные виды экскурсий: краеведческие, на предприятия, по историческим местам, в природе и т.д..
Экскурсия состояла из трех основных этапов:
Подготовительная работа. Вступительная беседа (историческая справка о возникновении города (села), улицы, предприятий, культурных центров).
Проведение экскурсии.
Подведение итогов. Заключительная беседа (краткий обзор увиденного и услышанного, ответы на вопросы, значение экскурсии).
С целью ознакомления школьников с родным краем была проведена экскурсия в село Прелестное Слов 'Славянского района Донецкой области в музей под открытым небом. В живописном месте, которое окружает лес, собраны старинные украинские сооружения. Это - старинная дом, мельница, кузница, внутри которых сохраняется весь интерьер, предметы быта и обихода украинского. В ходе экскурсии дети имели возможность не только послушать, посмотреть, но и потрогать, войти внутрь, представить себя частью той жизни. После проведенной экскурсии детям предлагали нарисовать карту того места, написать сочинение "Мои впечатления".
Также провели конкурс на лучшую карту родного города. Для этого детей разделили на группы. Каждая группа, имея карты различных уголков города, составляла их в одно целое - карту родного города. Каждая группа выделяла одного или двух экскурсоводов, по карте города проводили экскурсию. Другие дети рассматривали карту, слушали и оценивали правильность рассказа. Такая форма работы помогла нам закрепить и обобщить знания детей.
Чрезвычайно актуальной для нашего времени является мысль о том, что к патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать. Формирование патриотических чувств, любви к своей стране невозможно без активного привлечения к истории своего народа.
Как итог организованной нами работы по патриотическому воспитанию по теме "История родного края и его героическое прошлое", был организован и проведен выставкурисунков, карт, приложений "Памятные уголки города".
Отметим, что знания, активность, заинтересованность, которую показали дети, свидетельствуют об обогащении школьников патриотическими чувствами, а также об эффективности проведенной нами работы.
Усвоенные школьниками знания о родном крае формировали у учащихся чувство привязанности к тем местам, где они родились и узнали счастье жизни. И это очень важно, потому что большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь.
В результате краеведческой деятельности, походов, экскурсий выросла патриотическое сознание младших школьников. Они глубже познакомились с родным краем, поняли, что окружающее в некоторой степени зависит от каждого из них.
Внеурочная работа помогала расширить знания детей об истории родного края, жизни прославленных земляков. Дети учились бережно относиться к национальным богатствам, к природе, к труду, чувствовать себя хозяевами в своем городе, школе, на земле.
Проверяя результаты воспитательной работы по формированию патриотических чувств, мы предложили ученикам принять участие в викторине "Знаешь ли ты свой родной край?".
Она состояла из таких вопросов:
Откуда происходит название вашего города
Какие исторические названия улиц есть в городе
Древнейшие поселения района. Что вам известно об их истории
Кто из выдающихся людей родился в районе? Что он сделал для народа, государства
древнее сооружение в районе. История ее создания.
Какие памятники есть в городе? В честь кого они построены
Что для вас значит слово "Родина"
От какого слова оно происходит
Какие еще слова-синонимы можно использовать для передачи смысла этого слова
Поскольку экспериментальное исследование ограничено во времени, не может продолжаться
долго, мы не смогли зафиксировать стабильные сдвиги в формировании инициативы, поведении детей и их знаниях.
Однако после систематической работы произошли существенные изменения в отношении учащихся к истории родного края, героического прошлого страны, к жизни прославленных земляков. Прежде всего, привлекает внимание общий рост количества младших школьников, интересующихся историей города и района, жизнью ветеранов Великой Отечественной войны и прославленных земляков. Ученики знают их биографии, которыми орденами и медалями были награждены и за что.
Об этом свидетельствует анализ результатов игры - интервью. Учащимся было предложено выпустить газету или журнал об истории города и его жителей. В ходе игры каждый ученик выполнял определенную роль. Они были корреспондентами, оформителями, печатниками, знатоками истории края. Исследователь выполнял роль главного редактора, это позволило быстро получить качественные результаты, выяснить мнения и знания, услышать оценки по поводу конкретной ситуации, общественного явления, его последствий и причин. Итоги игры-интервью дали следующие показатели: 38,9% высокий уровень, 42,8% средний, 18,3% низкий [4].
Выводы из данного исследования и перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Результаты внеурочной воспитательной работы свидетельствуют о том, что созданная нами воспитательная система патриотического воспитания помогла патриотическому становлению детей. Школьники на первые места ставят любовь к близким, заботу о родном крае и его жителей.
В целом такая работа дает детям возможность заинтересоваться жизнью своей Родины, города, школы, семьи, почувствовать собственную ответственность за все, что происходит вокруг, сформировать объект объективную оценку событий, активно интересоваться историей и благодаря этому любить, уважать, беречь свою Отечество, родной край, семью. Таким образом, работа по патриотическому воспитанию способствует формированию у учащихся умений и навыков нравственного поведения, овладение общечеловеческими и национальными морально-духовными ценностями. Интересно проведена беседа, хорошо подобранный иллюстрированный материал, выразительное слово учителя - влияют на душу и сердце школьника, вызывают желание стать лучшим.
Литература
Бех И.Д. Концептуальные основы формирования у школьника личностных ценностей //Воспитание патриотизма у детей и молодежи в современных социально-экономических условиях. Матер. отчетной научно-практической конференции. - М., 1999. - С. 4-8.
Ващенко Г. Воспитательный идеал. Учебник для педагогов, воспитателей, молодежи и родителей. - Полтава: Полтавский вестник, 1994. - 192 с.
Кондрат К.П. Внеклассная воспитательная работа в начальных классах. - М.: Просвещение, 1964. - 104 с.
Коркишко А.Г. Воспитание патриотизма младших школьников во внеурочной воспитательной работе: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07. - Луганск, 2004. - 244 с.
Подласый И. Реалии современного украинского воспитания //Начальная школа. - 1999. - № 12. - С. 3-7.
Черная К.И. Патриотизм - духовная ценность молодых граждан Украины //Ценности образования и воспитания. Научно-методический сборник /Под общ. ред. О.В.Сухомлинськои. - М., 1997. - С. 209-212.