Юрий Ткачёв
11 ч ·
А знаете, я мог бы, наверное умилиться всей этой истории с боем под Крутами. Даже если бы знал и осознавал фабулу и бэкграунд данной истории. Нет, ну в этом всё-таки есть нечто возвышенное: горящие патриотическим энтузиазмом курсанты и студенты, отправившиеся останавливать вражескую армию, потому что больше её, якобы, останавливать некому...
Нет, правда, такие штуки способны вызывать восхищение и уважение, вне зависимости от того, как, за что и при каких обстоятельствах шли умирать эти люди. Но есть одно "но", переступить через которое и начать восхищаться "героями Крут" я всё-таки не могу.
Дело в том, что эти 400-500 человек, сражавшиеся под Крутами, вовсе не были единственной вооружённой силой, находящейся в распоряжении УНР (см. "больше останавливать было некому"). Силы у УНР были. Просто они были немного заняты: подавляли просоветское (Январское) восстание в самом Киеве. В частности, по состоянию на 29 января на подавлении восстания было задействовано порядка 8000 человек - больше, чем было у Муравьёва под Крутами.
После того, как Январское восстание было подавлено, 300 его участников были расстреляны. Мне всегда было интересно: сколько людей участвовало в экзекуции? в смысле, по сколько рабочих расстрелял каждый из них? 300 человек - это же на самом деле довольно много людей...
Всего же в ходе боёв были убиты около полутора тысяч повстанцев - примерно каждый третий-четвёртый участник восстания. На этом основании вы можете составить себе примерное представление об ожесточённости противостояния.
Увы и ах, "герои Крут" не столько "защитили Украину", сколько дали тогдашним правительственным войскам время для того, чтобы расправиться с такими же украинцами, но только придерживавшимися иных политических взглядов. И с оглядкой на это восхищаться "подвигом под Крутами" у меня как-то не выходит.